Как контролировать расход и уровень топлива при помощи GPS систем?
В данный момент, рынок услуг спутникового мониторинга транспорта предлагает четыре способа контроля расхода топлива. Расчет по норме расхода топлива, Контроль топлива через CAN-шину автомобиля при помощи штатного датчика уровня топлива, Проточный (монтируемый в топливную магистраль) и Погружной (монтируемый в топливный бак) датчики расхода топлива. Несмотря общую цель, каждый из способов ведет к ней по разному. Основными критериями для оценки эффективности предлагаемых способов, являются цена, надежность и точность измерения. Рассмотрим более детально, каждый из них.
Расчет по норме расхода топлива
При помощи установленного в транспортное средство, устройства слежения, можно вычислить расход топлива, соизмерив пройденную дистанцию, среднюю скорость передвижения и технически предусмотренную норму расхода топлива для транспортного средства. Данный способ имеет существенный минус, заключающийся в низкой точности показаний, полученных после финальных измерений. Это связано с тем, что показания не учитывают множество факторов, прямо влияющих на них. Такие как, нагрузка на транспортное средство, пробки, манера вождения и т.п. Составление подобной отчетности является кропотливым трудом и не исключает возможность допущения ошибок в расчетах. Несомненным плюсом данного способа контроля расхода топлива, в отличие от остальных, послужит отсутствие необходимости установки дополнительного оборудования на топливную магистраль транспортного средства. Но, к сожалению, данное преимущество, не покрывает отсутствие возможности отследить возможные сливы топлива и сильную погрешность в расчетах.
Контроль топлива через CAN-шину автомобиля
В любом современном автомобиле, существует CAN (Controller Area Network) – стандарт, объединяющий в единую систему датчики и исполнительные устройства автомобиля. Соответственно, при подключении устройства слежения к CAN-шине, оно сможет получать данные, передаваемые от установленного производителем, штатного датчика уровня топлива. Данный метод слежения за расходом топлива, эффективнее расчетов вручную, а в обслуживании и установке обходится дешевле, чем использование дополнительных специальных устройств, но точность показаний штатного датчика топлива тоже далека от идеальной. Погрешность может составлять до 15% и во многом зависит от производителя. Обильные сливы топлива, от 7 литров он покажет, но микросливы, в районе 2-3 литров, может и не увидеть. Если Вы считаете для себя нецелесообразной установку специализированных устройств, для мониторинга уровня топлива, то это Ваш вариант.
Проточный датчик расхода топлива
Данный датчик работает по принципу счетчика воды установленного в квартире. Он монтируется в топливную магистраль автомобиля и считывает объем проходящего, через него топлива. Существует два вида проточных датчиков, дифференциальные и однокамерные. Дифференциальные – двухкамерные датчики, способные единовременно учитывать топливо проходящее, как по линии подачи, так и по линии возврата топливной магистрали. Их цена заметно выше, чем у однокамерных и подходят они далеко не для всех типов топливных систем. Однокамерные датчики способны учитывать только топливо, проходящее по основной линии подачи топлива. Совместно с устройством, установленным в линию подачи топлива, возможна установка дополнительного однокамерного проточного датчика в линию возврата топлива. В таком случае, будет необходимо провести самостоятельную калибровку устройства. Точность показаний, такой системы контроля расхода топлива находится на очень высоком уровне, и их погрешность составляет не более 3%. Из минусов, можно указать на очень высокую цену, как самого оборудования, так и его монтажа. Кроме того, указанные типы датчиков нуждаются в дополнительном обслуживании, так-как при низких температурах, различные вещества, содержащиеся в дизельном топливе, начинают оседать на стенках устройства. Полностью обезопасить от несанкционированного слива топлива, такое устройство не сможет. Ничто не помешает злоумышленнику, например, вмонтировать кран в линию подачи топлива до места установки проточного датчика.
Погружной датчик уровня топлива
Данный датчик является емкостным и монтируется непосредственно в топливный бак транспортного средства. Он измеряет не расход, а уровень топлива, находящегося в баке. В случае правильной установки и корректно выполненной тарировки бака, погрешность измерений погружного датчика варьируется от 1 до 3 процентов, что не уступает в точности проточным типам устройств контроля топлива. Иногда, для повышения точности измерений, бывает необходима установка нескольких датчиков. Это напрямую зависит от формы и количества баков, установленных производителем в транспортном средстве. Погружной датчик позволяет контролировать все заправки и сливы топлива. Вмешаться в его работу практически невозможно, так-как сам датчик располагается внутри бака. Из-за того, что такое устройство измеряет уровень, а не проходящее через него топливо, он позволяет отслеживать даже микросливы объемом от 3-4 литров. При одинаковой точности показаний, стоимость погружных датчиков на порядок ниже стоимости проточных. Кроме того, погружные устройства уровня топлива не нуждаются в дополнительном обслуживании после установки.
Подведем итоги:
Расчет по норме расхода топлива, способ бесплатный, но трудозатратный и малоэффективный.
Контроль топлива через CAN-шину автомобиля – наиболее дешевый, но имеет достаточно большую погрешность в показаниях. Основное преимущество в том, что его установка не потребует вмешательства в топливную систему автомобиля.
Проточный датчик расхода топлива имеет высокую стоимость и требует дополнительного обслуживания, при этом обеспечивает очень высокую точность показаний. Его использование будет целесообразным для измерений очень больших объемов топлива. Например, для водного транспорта или крупногабаритной спецтехники.
Погружной датчик уровня топлива является наиболее оптимальным решением, совмещая невысокую, в сравнении с проточными датчиками, стоимость и высокую точность измерений. Кроме того, он наиболее защищен от внешних вмешательств в его работу.