Если не нырять в бездонные глубины океана технической составляющей, то общая суть работы таких систем довольно проста.
Для начала необходимо знать что, структура всех систем навигации состоит из трех основных подсистем:
На транспортное средство, в скрытое от посторонних глаз и труднодоступное место, устанавливается специальный датчик GPS/ГЛОНАСС слежения – трекер, именуемый в простонародье – “маячком”. Он и есть - подсистема аппаратуры потребителя. Его скрытый монтаж всегда требует разбора и снятия внутренней облицовки автомобиля и прокладки под ней дополнительных проводов. Исключение составляют лишь трекеры подключаемые “открыто” к розетке прикуривателя или диагностическому порту автомобиля - OBD2. По понятным причинам, устройства, устанавливаемые в легкодоступные места, не пользуются широкой популярностью. Сам датчик слежения можно считать головным устройством во всей системе, так как всю необходимую считываемую и обрабатываемую информацию на серверы системы слежения, передает именно он. Чаще всего, маячок подключается к проводам электропитания от аккумулятора и системе зажигания транспортного средства. Монтируемое устройство мониторинга, при необходимости, может быть дополнительно оснащено входами и выходами для подключения дополнительных устройств и датчиков, таких как датчик уровня топлива, тревожная кнопка водителя, удаленная блокировка двигателя, датчики открытия дверей и т.п. Чем шире возможности трекера по подключению дополнительных устройств, тем выше его стоимость.
Работающее устройство слежения постоянно просчитывает количество GPS или ГЛОНАСС спутников, в зоне покрытия которых оно находится в текущий момент времени. Спутники представляют собой - подсистему навигационных космических аппаратов. Далее, принимая данные от пролетающего спутника, в рамках зоны его покрытия, датчик слежения вычисляет примерные координаты своего местоположения. Но только лишь примерные, так как спутнику с неба, с высоты в 20 000 км., двигаясь на скорости около 14 000 км/ч, определить с точностью до метра местоположение другого движущегося объекта, величиной со спичечный коробок, является крайне трудной задачей. Поэтому, для более точного геопозионирования GPS – датчика, необходимы координаты, собранные им от нескольких спутников, в зоне покрытия которых он находится. Из собранных геоданных со всех спутников, которые смогло обнаружить GPS устройство слежения, оно автоматически рассчитывает среднее и наиболее точное значение координат своего местонахождения с максимально допустимой погрешностью. Все это означает, что чем больше спутников видит маячок, тем точнее его геопозиция отображается на Вашей электронной карте. Для того, чтобы максимально сократить погрешности в отображении своей геопозиции, устройству GPS или ГЛОНАСС слежения требуется обнаружить, и поддерживать связь, с 7-9 спутниками.
Затем, уже собранные и обработанные данные, благодаря обычной SIM-карте установленной в устройстве GPS слежения, как в мобильном телефоне, маячок отправляет на серверы фирмы предоставляющей услуги мониторинга, по средствам GSM технологии, применяемой повсеместно для сотовой связи. Серверы компании и есть та самая - подсистема управления и контроля. В финале, все данные поступившие и обработанные сервером, отображаются на мониторе Вашего компьютера или экране смартфона в виде специального значка, обозначающего наблюдаемый объект на электронной карте.